Игра — «школа жизни»

Как неуклонно летит время, как быстро меняется мир! Безвозвратно уходят из нашей жизни «преданья старины глубокой»: песни, обычаи, игры… Казалось, без этого можно жить, растить детей, общаться. Но где современному человеку брать глубину, силу, позитивные эмоции, гармонию?

Давно уже стало расхожим мнение о том, что если хочется узнать душу народа, нужно приглядеться, как и чем играют его дети. В этом смысле современное положение выглядит достаточно удручающе. Мало кто осознает, что исчезновение народной игры из детской среды — это серьезная проблема, которая уже сейчас требует самого пристального внимания.

С одной стороны, современные дети завалены игрушками, освоили компьютер, игровые приставки, но как часто они одиноки среди обилия игрушечных персонажей, замкнуты в своем компьютерном мире, агрессивны и эгоистичны по отношению к другим. С другой стороны, как активно загружается наш ребенок школьными уроками, посещением кружков, секций. Задумайтесь, как мало времени остается ребенку просто играть, а, значит, жить настоящей детской жизнью!

Педагоги всех направлений пытаются вывести детей из такого состояния, воспитывать, обучать, преодолевая множество трудностей и преград. А в то же время упускается из вида главная составляющая развития детей, испытанная веками, проверенная временем, — народная игра!

Неслучайно мудрые наши предки называли игру «школой жизни». Ребенок в игре познавал мир, себя, окружающих через целый комплекс народной игровой культуры, он формировался как личность, воспитывая в себе самые необходимые в жизни человеческие качества.

Если школа, зачастую, делает акцент на развитие умственных способностей ребенка, на получение знаний, а кружки и секции носят преимущественно спортивный и прикладной характер, то народная игра (и вся народная культура в целом) мудро объединяет в своей основе то, что укладывается в главное понятие «здоровье»: и физическое, и духовное, и психическое, и нравственное.

Поэтому в традиционной культуре к игре относились очень уважительно и серьезно. Взрослые всячески способствовали детским играм, забавам, усматривая в них залог будущей благополучной жизни. Именно в игре проходило становление личности ребенка: он учился преодолевать неудачи, проигрывать (понятие «победила дружба» отсутствовало), воспитывал умение подчинять свое «я» требованиям общества. В народной игре было просто необходимо проявлять выдержку и терпение, слушая, например, поддевки и насмешки других игроков. А насмешки часто носили жестокий и обидный характер: тыкали носом в снег, обсыпали землей. Тем самым закалялся характер и формировались качества, необходимые во взрослой жизни.

Игра развивала и физические способности ребенка. Такие простые игры, как «прятки», «жмурки», воспринимающиеся в современном мире только как забава, тренировали ловкость, скорость, силу, быстроту реакции. Стараясь преодолевать трудности и боль, чаще всего незаметно для других, не в реальной жизни, а в игре, ребенок учился быть настоящим человеком: стойким, терпеливым, выносливым.

Во время игры ребята постигали нравственные нормы поведения, овладевали трудовыми навыками, ведь любая игра держалась на определенных правилах, которые нельзя было нарушать. Другими словами, через игру в детей органично входила традиционная система ценностей («лежачего не бьют», «поддаваться нельзя», «сам погибай, товарища выручай»), уважение норм и обычаев, правил коллектива.

Действительно, большая часть народных игр предполагает наличие определенного числа игроков. Ребята благодаря этому могли вставать в круг, в цепочку, делились на команды, а это, в свою очередь, обучало сплоченности, взаимопомощи. Чем не нравственная школа для маленького человека?! А если учесть, что группы ребят были преимущественно разновозрастные, то можно представить, какое взаимное обогащение забавами, считалками, играми, понятиями присутствовало в детской среде.

Известный исследователь народной игры Н. С. Агамова утверждает, что «нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры». И еще один немаловажный аспект народной игры, к сожалению, часто отсутствующий в современной игровой практике, это удивительное, неповторимое ощущение радости, восторга, праздника. Причем этот праздник ребенок создает себе сам, без внешних атрибутов (телевизора, компьютера, массовика-затейника и др.). В этот момент наш ребенок — творец, счастливый творец!

В таком ракурсе народная игра ярко иллюстрирует слова выдающегося педагога, просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева: «Цель воспитания — счастье, средство воспитания — радость».
Понимая значимость народной игры в воспитании современного ребенка, фольклорное объединение «Царёв город» на протяжении последних лет ведет активную собирательскую деятельность по народной игре. Фольклорно-этнографические экспедиции показали, что в деревенской среде еще остались носители знаний о старинных затейных играх. Старожилы помнят не только правила игры, но и напевы.

Все игры, представленные в сборнике «Старинные затейные игры», собраны в русских деревнях и селах Республики Марий Эл. Такой местный материал окажет неоценимую услугу педагогам, музыкальным работникам, родителям и всем тем, кто не равнодушен к воспитанию подрастающего поколения и к русской традиционной культуре.

Подробнее о сборнике и мультимедийном приложении можно узнать по телефонам (8362) 42-36-32, 42-34-84

Автор статьи: Бусыгина М.В., зав.отделом культурно-просветительской работы Музея истории города Йошкар-Олы, руководитель фольклорного объединения “Царёв город”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *