Пример фольклорного центра «Истоки» г. Подольск, Подмосковье
Необходимость этнокультурного образования сегодня не обсуждается. Его просто не существует в современной школе. А
необходимость в нем ой, какая большая! Спасти сегодняшнее положение может дополнительное образование или
культурные центры и студии по фольклору.
В основе данной программы лежит народный календарь. Благодаря своим системообразующим качествам календарный
принцип построения учебной программы очень удобен и функционален. Существует тесная взаимосвязь между сугубо
теоретическим изучением быта русского народа и непосредственным эмоциональным «проживанием» ребенком
традиционной культуры в активной празднично-обрядовой деятельности.
Важность постижения детьми традиционной культуры безусловна. Это гарантирует безболезненную социализацию
ребенка в современном обществе, в своей собственной культуре и дает защиту от агрессии чуждых субкультур. Как писал
К.Д.Ушинский: «…воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную
силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. У
каждого народа национальная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных
систем является невозможным. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в
том смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам.
Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив он не был, точно также нельзя воспитываться по чужой
педагогической системе, как бы она стройна не была и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать
собственные силы. Только народное воспитание является живым органом народного развития… Народ без народности —
тело без души». Раньше традиция существовала в семье, сейчас культурная связь поколений прервалась и
непосредственной нашей задачей является восстановление пропавших звеньев в цепочке времени и традиции.
Около пяти лет назад в Центре «Истоки» появилась подготовительная группа по фольклору. Это были совсем маленькие
дети 3,5 до 5 лет. Сейчас после педагогической практики с малышами становится ясно, что занятия по этнокультуре
следует начинать с малолетства, т.к. традиция должна сопровождать ребенка с самого начала его жизненного пути. На
сегодняшний день появилось очень много методик и программ по фольклору, по народоведенью, по этнокультуре. И в
большинстве своем все они строятся на основе народного календарного цикла. Это очень удобно, т.к. при помощи такой
структуры ребенок в полной мере может ознакомиться с традиционной программой жизненного цикла.
Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд? Кажется чего легче: дети изучают песни, обряды, традиции, которые
объединяет календарь, вот и вся премудрость. Но очень часто за большим объемом информации, которая обрушивается
на ребенка, теряется самое главное, ради чего все и происходит, теряется сама культурная традиция за яркой декорацией
детских праздников и концертов. Важно, чтобы культурная традиция была во главе, а а помочь в этом может только
этнопедагогика. Очень важно изучать обряды и традиции, не только используя только описательный метод, но и показывать
сам смысл действия, смысл «игры в традицию», смысл обряда, песни, сказки и т.д. Детское мышление от взрослого
отличает мифологичность и чувственное восприятие окружающего мира. При использовании этнографического метода
ребенок изучил народную традицию, но «не прожил» ее, он просто сторонний наблюдатель — это дает установку на
потребительское отношение к культурным ценностям, разрушает воспроизводящий творческий потенциал ребенка.
Ставя перед собой задачу, освоить и реконструировать народную традицию, следует перевести вектор культурной силы
на повторение прошлого в новых условиях — в идеале освоение мифо логичности жизненного цикла. Это означает, что
ребенок должен освоить не просто сумму знаний, умений и навыков, которыми обладали его предки, но через
феноменальную сторону народной культуры понять те идеи, которые порождают все богатство и многокрасочность ее
форм. При игнорировании в образовательном процессе ключевых, для традиционного типа культуры идей, обращение
только к внешней, выразительной ее стороне, затемняется и утрачивается сам смысл, включения в образование
этнокультурного компонента. А категория традиционности в первую очередь включает в себя цикличность и повторение,
познавательное возвращение на ту же точку, но с новыми знаниями о ней. Именно календарь с его цикличностью
способен помочь в освоении традиционной культуры. Он обладает не только описательными качествами, но и
нормативно-предписательскими, что имеет огромное значение для образовательной практики.